Olimp-18.ru

Строительные материалы


dd490eb8

Распределители тепла в квартире судебная практика

Распределители тепла в квартире судебная практика

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Решение Верховного Суда РФ от 24 июня 2013 г. N АКПИ13-540 Об отказе в признании недействующим пункта 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 627

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.

при секретаре Карулине И.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лаптевой Е.Н. о признании недействующим пункта 3 критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627, установил:

приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627, изданным в соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее – Критерии). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2012 г., регистрационный № 23933, официально опубликован в «Российской газете» 16 мая 2012 г.

Пунктом 3 Критериев предусмотрено, что техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 этого документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Лаптева Е.Н. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенной нормы недействующей, считая, что содержащийся в пункте 3 Критериев запрет на установку тепловых счетчиков, именуемых также распределителями затрат на отопление, в домах с вертикальной разводкой труб отопления противоречит части 7 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», статье 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», нарушает ее права и законные интересы собственника квартиры в многоквартирном доме, причиняет значительный имущественный ущерб, обязывая оплачивать не фактическое потребление тепловой энергии, а потребление по действующим нормативам.

Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) и Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) в письменных возражениях указали на то, что приказ издан федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, в оспариваемой части не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и свободы заявителя, при вертикальной системе отопления для учета объема потребления тепловой энергии используются не счетчики расхода теплоты, как ошибочно считает заявитель, а индикаторы расхода теплоты, являющиеся распределителями.

Выслушав объяснения представителя заявителя Слеповой Е.В., возражения представителей Минрегиона России Русских Е.Е. и Минюста России Костецкой М.В., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 7 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу этого Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3-6.1 данной статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», раскрывающему содержание используемых в нем основных понятий, индивидуальный прибор учета – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении (абзац шестой); распределитель – устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители (абзац шестнадцатый).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 1047-р утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», включающего СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха», предусматривающие установку счетчика расхода теплоты для каждой квартиры при устройстве поквартирных систем отопления с горизонтальной (лучевой) разводкой труб; устройство поквартирного учета теплоты индикаторами расхода теплоты на каждом отопительном приборе в системе отопления с общими стояками для нескольких квартир, в том числе в системе поквартирного отопления; установку общего счетчика расхода теплоты для здания в целом с организацией поквартирного учета теплоты пропорционально отапливаемой площади квартир или другим показателям (пункт 6.1.3).

Исходя из изложенного с 1 января 2012 г. многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции, оснащаются дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а после капитального ремонта оборудуются индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. В случае, если по проектным характеристикам отсутствует такая возможность, то при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления для учета теплоты используются индикаторы расхода теплоты (распределители).

Таким образом, индивидуальные приборы учета тепловой энергии и распределители затрат на отопление являются различными техническими устройствами как по принципу их действия, так и по способу установки.

Оспариваемое положение указывает на отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии и не исключает возможность установки распределителей затрат на отопление в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, и позволяет при определении объема потребленного коммунального ресурса использовать показания приборов учета, предусмотренных статьей 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем не может противоречить требованиям этой статьи.

Ссылки заявителя на федеральные законы «О техническом регулировании», «Об обеспечении единства измерений» и «О защите конкуренции» являются произвольными, поскольку эти законы не регулируют вопросы наличия (отсутствия) технической возможности оснащения многоквартирных домов и жилых помещений приборами учета тепловой энергии.

Министерство регионального развития Российской Федерации осуществило правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемое нормативное положение основано на нормах федерального закона и не противоречит им, прав и свобод заявителя не нарушает. Основания для удовлетворения заявленного требования отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Лаптевой Е.Н. о признании недействующим пункта 3 критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 627, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда РФ Н.К. Толчеев

Обзор документа

С сентября 2012 г. были введены новые правила предоставления коммунальных услуг в жилых домах.

В силу этих правил в помещениях должны быть установлены индивидуальные, общие (квартирные) и коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов (холодной и горячей воды, электро- и теплоэнергии, природного газа).

Исключение – нет технической возможности такой установки.

Отсутствие или наличие подобной возможности устанавливается по определенным критериям.

В частности, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, нет технической возможности установить индивидуальный, общий (квартирный) прибор учета теплоэнергии.

По мнению заявителя, такой запрет на установку теплосчетчиков, именуемых также распределителями затрат на отопление, в домах с вертикальной разводкой труб отопления противоречит закону.

ВС РФ не согласился с позицией заявителя и указал следующее.

С 2012 г. многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию после строительства, реконструкции, оснащаются дополнительно индивидуальными приборами учета используемой теплоэнергии, а после капремонта оборудуются подобными приборами при наличии техвозможности для этого.

Если по проектным характеристикам отсутствует такая возможность, то при вертикальной разводке внутридомовой инженерной системы отопления для учета теплоты используются индикаторы расхода теплоты (распределители).

Таким образом, индивидуальные приборы учета теплоэнергии и распределители затрат на отопление – различные техустройства как по принципу их действия, так и по способу установки.

Оспариваемые нормы указывают на отсутствие техвозможности установить индивидуальный прибор учета теплоэнергии.

Однако нормы не исключают возможность установить распределители затрат на отопление в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

Тем самым обеспечивается возможность определять объем потребленного коммунального ресурса с использованием показаний приборов учета.

22.04.2019 | Расчет отопления по распределителям

Абзац 7 пункта 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила 354), предусматривает возможность применения при расчете стоимости отопления показаний распределителей. При этом учет показаний указанных устройств вызывает неизменно много вопросов. В настоящей статье разберемся, что же такое распределители и каким образом их показания применяются в расчетах.

Что такое распределитель?

Согласно абзацу 16 пункта 2 Правил 354: «“распределитель” – устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители».

Как следует из определения, распределители не измеряют абсолютное количество тепла (в гигакалориях), потребленное в том или ином помещении многоквартирного дома (далее – МКД) на коммунальную услугу по отоплению, а определяют только долю от общего объема потребления теплоэнергии на отопление в тех помещениях МКД, которые оборудованы распределителями.

Различия распределителей и индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ) теплоэнергии установлены соответствующими определениями терминов в Правилах 354.

Читать еще:  Что нужно чтобы открыть хостел в квартире

Абзац 6 пункта 2 Правил 354 определяет: «“индивидуальный прибор учета” – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении».

Как видно из сравнения двух определений, распределители не являются индивидуальными приборами учета отопления, поскольку ИПУ измеряют именно объем потребления теплоэнергии, а распределители определяют только относительную долю в общем объеме потребления.

Случаи применения показаний распределителей

Абзац 7 пункта 42.1 Правил 354 утверждает: «Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в указанном в настоящем абзаце многоквартирном доме, в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода. В случае выхода из строя, отсутствия показаний или наличия факта нарушения целостности пломбы хотя бы одного распределителя в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома такое помещение приравнивается к помещениям, не оборудованным распределителями».

Отметим несколько особенностей приведенной нормы:

1) Как указано в самой представленной норме, она подлежит применению исключительно в случае, если МКД оборудован общедомовым прибором учета (далее – ОПУ), при этом распределителями должно быть оборудовано такое количество жилых и нежилых помещений в МКД, площадь которых составляет более 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме.

2) Согласно приведенной норме, расчет платы за отопление проводится в соответствии с абзацами 3 и 4 пункта 42.1 Правил 354. При этом абзац 3 утверждает порядок расчета стоимости отопления для МКД, в котором имеется ОПУ и ни одно из помещений не оборудовано ИПУ (это, кстати, одно из подтверждений того, что распределитель и ИПУ – разные вещи, ведь показания распределителей могут применяться в расчетах при отсутствии в доме ИПУ). Абзац 4 утверждает порядок расчета стоимости отопления для МКД, в котором имеется ОПУ и хотя бы одно, но не все помещения дома оборудованы ИПУ. Очевидно, что распределители могут применяться в расчетах только для тех помещений, в которых нет ИПУ (одновременное оборудование помещения ИПУ и распределителями не предусмотрено, при наличии ИПУ применяются именно показания ИПУ), в том числе и поэтому для случая наличия в доме ОПУ и оборудования 100% помещений ИПУ применение в расчетах показаний распределителей не предусмотрено.

3) Показания распределителей применяются не при расчете стоимости отопления, подлежащей оплате за конкретный месяц, а исключительно при корректировке платы за отопление, которая производится 1 раз в год или чаще, если решение о более частой корректировке принято общим собранием собственников, либо общим собранием членов ТСЖ/ЖСК.

4) Все источники тепловой энергии в помещении должны быть оборудованы распределителями для того, чтобы показания таких распределителей подлежали применению в расчетах. Если хотя бы один из распределителей в помещении отсутствует или неисправен (в том числе при нарушении целостности пломб), то показания остальных распределителей в таком помещении не применяются в расчетах, помещение считается не оборудованным распределителями.

Порядок расчета отопления по распределителям

Согласно вышеприведенному пункту 42.1 Правил 354 расчет платы за отопление для помещений, оборудованных распределителями, ведется точно так же, как и для помещений, которые не оборудованы распределителями и не оборудованы ИПУ.

Один раз в год (или чаще, если соответствующее решение принято общим собранием собственников, либо членов ТСЖ/ЖСК) размер платы за отопление для помещений, оборудованных распределителями, корректируется по формуле 6 Приложения 2 к Правилам 354:

Pi – размер платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению в i-м оборудованном распределителями жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме за период, за который проводится корректировка;

k – количество оснащенных распределителями жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;

p – количество распределителей, установленных в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме;

mq.i – доля объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящаяся на q-й распределитель, установленный в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, в объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех оборудованных распределителями жилых помещениях (квартирах) и нежилых помещениях в многоквартирном доме.

Попробуем разъяснить смысл приведенной формулы «по-простому».

Размер корректировки определяется как разница между размером платы, подлежащим предъявлению к оплате за период проведения перерасчета, и фактически предъявленным к оплате за указанный период размером платы.

При этом подлежащий предъявлению к оплате размер определяется как доля в общем размере платы за отопление, подлежащим оплате собственниками тех помещений, которые оборудованы распределителями. Указанная доля определяется как доля показаний распределителей в конкретном жилом или нежилом помещении в общей сумме показаний всех распределителей в оборудованных такими распределителями помещениях.

То есть, общая стоимость отопления помещений, оборудованных распределителями, при корректировке не меняется, указанная стоимость лишь перераспределяется между этими помещениями. В результате корректировки некоторым собственникам указанных помещений будет довыставлена к оплате некоторая сумма, а некоторым собственникам размер платы будет снижен. Суммарно стоимость отопления, подлежащая оплате собственниками помещений, оборудованных распределителями, не меняется.

Выводы

В настоящей статье проанализирован порядок применения показаний распределителей при расчете стоимости отопления.

Применение показаний распределителей в расчетах предусмотрено только при наличии в доме ОПУ и либо при отсутствии ИПУ во всех помещениях, либо при наличии ИПУ хотя бы в одном, но не во всех 100% помещений МКД.

Распределители не являются индивидуальными приборами учета отопления и измеряют только относительную величину – долю тепла в общем объеме тепла, потребленном совокупно во всех помещениях МКД, оборудованных распределителями.

Размер платы за отопление для помещений, оборудованных распределителями, за конкретный месяц, рассчитывается так же, как и для помещений, не оборудованных ИПУ.

Показания распределителей применяются только при проведении корректировки в соответствии с формулой 6 Приложения 2 к Правилам 354. Указанная корректировка проводится либо 1 раз в год, либо чаще, если соответствующее решение принято общим собранием собственников, либо общим собранием членов ТСЖ/ЖСК. Общий размер платы, совокупно подлежащей оплате собственниками помещений, оборудованных распределителями, при корректировке не изменяется (сумма корректировок по всем помещениям, оборудованных распределителями, равна нулю).

В заключение обратим внимание на одну немаловажную деталь – наличие в МКД помещений, оборудованных распределителями, никоим образом не влияет на порядок расчета стоимости коммунальной услуги по отоплению, потребленной в помещениях, не оборудованных распределителями.

Индивидуальный учет тепла: практика применения

Никитина Светлана, ведущий специалист по индивидуальному учету тепла ООО «Данфосс»

Актуальность внедрения индивидуального учета потребления тепловой энергии очевидна уже не только специалистам, но и жителям многоквартирных домов. Тарифы на отопление растут постоянно и единственная возможность сэкономить – это начать регулировать потребление тепла и платить по индивидуальным приборам. Специалистам же хорошо известно, что жилищный фонд потребляет едва ли не в два раза больше тепла, чем в Европе. И эта проблема также требует своего решения.

Закон предусматривает

Индивидуальный учет стал обязательным с принятием закона №261- ФЗ «Об энергосбережении». Часть 7 статьи 13 предписывает обязательную установку приборов индивидуального учета тепла в новом строительстве и реконструкции с 1 января 2012 года.

Положения федерального закона детализирует Свод правил СП 60-13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование». Согласно П.6.1.3, «В жилых многоквартирных зданиях следует предусматривать коммерческий учет расхода теплоты в системах внутреннего теплоснабжения на здание, а также учет и регулирование расхода теплоты для каждой квартиры; в зданиях с вертикальной разводкой системы отопления следует предусматривать организацию поквартирного учета расхода теплоты (установка радиаторных распределителей тепла и других аналогичных устройств)».

Поквартирный учет можно обеспечить двумя способами. В зданиях с горизонтальной разводкой систем отопления – путем установки квартирных счетчиков тепла на вводе в каждую квартиру. В зданиях с вертикальной разводкой – путем установки радиаторных распределителей на каждом отопительном приборе. Другие способы и разработки, известные в среде специалистов, пока непригодны к массовому внедрению.

Особенности радиаторных распределителей

Достоинствами радиаторных распределителей являются простота монтажа и обслуживания, надежность, отсутствие прямого контакта с теплоносителем и длительный срок службы (10 лет и более) без промежуточной поверки.

К недостаткам этих приборов можно было бы отнести косвенный способ измерения, не позволяющий напрямую измерить количество потребленного тепла, а только долю потребления каждого помещения в общем количестве тепловой энергии, потребленной всем зданием. При этом в идеале для правильного распределения в одинаковых единицах должны быть измерены доли всех помещений, так как только в этом случае можно точно пересчитать эти единицы в физические единицы теплоты, исходя из показаний общедомового прибора.

При монтаже распределителей обязательно должны быть письменно зафиксированы типы и размеры отопительных приборов, на которых установлены распределители. По этим данным определяются радиаторные коэффициенты для каждого отопительного прибора, предоставляемые производителем распределителей. Радиаторные коэффициенты должны быть либо сразу запрограммированы в каждый распределитель, либо учтены при расчете для каждого помещения в программном обеспечении. Эта процедура отработана у каждого производителя, однако её следует точно соблюдать.

Действующие методики в соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утверждены постановлением Правительства РФ №354, с последующими изменениями и дополнениями) допускают при расчетах по распределителям до 50% необорудованных помещений (по отношению к общей площади дома). Такая норма, безусловно, вносит погрешности в расчет величин индивидуального потребления. Это допущение оправдано только невозможностью на практике оборудовать приборами и собрать показания со всех 100% отапливаемых помещений многоквартирного дома даже при автоматизированном считывании показаний. Особенно это касается уже существующего жилого фонда, построенного до вступления в силу ФЗ №261.

Сначала была модернизация

О старом жилом фонде вообще разговор особый. К сожалению, в подавляющем большинстве многоквартирных домов отсутствует не только индивидуальный учет, но и погодное регулирование на вводе в здание, и индивидуальное регулирование в виде термостатов на отопительных приборах, и балансировка стояков, и, нередко, коммерческий учет на вводе в здания.

Без всего этого оборудования установка индивидуального учета лишена смысла. При этом весь комплекс мероприятий является достаточно затратным. В пересчете на одну квартиру это может составить несколько десятков тысяч рублей.

Проведение такой модернизации требует специальных финансовых и организационных схем, например, энергосервисных. Процесс сегодня тормозит отсутствие доступного кредитования, специальных фондов адресной поддержки данных мероприятий, недоработанная нормативная база. Слабая самоорганизация жителей многоквартирных домов и недостаточное количество грамотных специалистов в ЖКХ также ограничивают практику модернизации существующего жилья.

В данном направлении необходимы дальнейшие согласованные усилия жителей, государства, бизнеса и специалистов. Компания «Данфосс» проводит большую работу в этом направлении, организуя обучающие семинары специалистов компаний-партнеров, консультируя государственные структуры, занимаясь просвещением конечных потребителей. Мы призываем к сотрудничеству всех, кто понимает важность и актуальность данных мероприятий.

Читать еще:  Как сделать переуступку квартиры в строящемся доме

Когда обходят закон

В новом строительстве внедрение индивидуального учета идет активно, несмотря на то, что в ряде регионов застройщикам удается под разными предлогами обходить положения ФЗ №261. Одним из таких предлогов было якобы отсутствие технической возможности установки индивидуальных приборов учета при вертикальной разводке, так как распределители трактовались не как приборы учета.

Минрегион России на запрос Департамента градостроительной политики Москвы от 12 августа 2013 года разъяснил, что совокупность распределителей, устанавливаемых в многоквартирном доме, являются индивидуальными приборами учета, так как позволяют определить величину потребления каждого помещения при условии наличия общедомового прибора. Таким образом, распределители должны устанавливать в новостройках с вертикальной разводкой систем отопления. Это же касается и реконструируемых зданий.

Правила проведения расчетов

После сдачи в эксплуатацию зданий, оборудованных приборами индивидуального учета тепла, встает вопрос организации расчетов. С индивидуальными теплосчетчиками все просто: они показывают непосредственное потребление тепла в каждой квартире. Немного сложнее этот процесс организован по распределителям.

Правовой основой для таких расчетов являются «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В документе содержатся необходимые формулы и определен порядок оплаты за отопление по индивидуальным приборам, в том числе, по распределителям. Для начисления оплат программное обеспечение управляющих компаний и расчетных центров должно быть адаптировано к такой схеме расчета.

ООО «Данфосс» в качестве решения предлагает для своих приборов программное обеспечение, позволяющее вести базы данных показаний индивидуальных приборов, считывать эти показания, делать перерасчет в физические единицы теплоты для каждой квартиры, распечатывать результаты расчетов в различных видах – в том числе, индивидуальный расчет квартиры. Данное программное обеспечение предоставляется бесплатно и имеет гибкий формат выходных файлов, оно легко интегрируется в различные системы. Для освоения системы учета на базе оборудования и программного обеспечения «Данфосс» для специалистов управляющих компаний и обслуживающих организаций проводятся регулярные бесплатные обучающие семинары.

Часто возникает вопрос, как быть, когда оплаты за отопление начисляются не управляющей компанией, а напрямую теплоснабжающими организациями, при наличии прямых договоров с жителями. Ответ содержится в «Правилах предоставления коммунальных услуг». В этом случае теплоснабжающая организация выступает как исполнитель коммунальной услуги по отоплению, и на нее распространяются все права и обязанности исполнителя (раздел IV «Правил»). В том числе, исполнитель обязан принимать в эксплуатацию индивидуальные приборы учета (включая распределители), установленные в квартирах, и начислять по ним оплаты в соответствии с «Правилами».

Таким образом, теплоснабжающие организации, заключающие договора по обслуживанию домов, в которых установлены распределители или квартирные счетчики, должны обеспечить ведение расчетов по индивидуальным приборам – установить необходимое программное обеспечение, направить на обучение специалистов, обеспечить снятие показаний и начисление платежей в установленном порядке.

Здесь не следует путать коммерческий учет и поквартирный. Под определение коммерческого учета в соответствии с Гражданским Кодексом РФ подпадает только учет на границе балансовой принадлежности между поставщиком и потребителем, при условии наличия у потребителя принимающих устройств, подключенных непосредственно к сетям поставщика. У жителей многоквартирного дома таких устройств нет, они имеются только на вводе в здание. Поэтому на поквартирный учет не распространяются «Правила коммерческого учета теплоносителя», а только «Правила предоставления коммунальных услуг».

Особенности применения

Следует отметить ряд недочетов «Правил», которые выявились на практике при внедрении индивидуального учета. В п. 42(1) (в соответствии с изменениями, внесенными ПП №344) говорится следующее:

«В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 Приложения №2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии».

Соответственно, формула 3 из Приложения №2 содержит расчет потребления квартиры по её площади исходя из среднего показателя по общедомовому прибору на 1 кв. метр площади квартир дома. Таким образом, если не собраны все 100% показаний индивидуальных приборов, то их показания к расчету не принимаются. На практике любая управляющая компания может подтвердить, что 100% показаний не удается получить практически никогда. При таком подходе установка индивидуальных приборов фактически теряет смысл, так как расчеты по ним вести не удается.

В случае с распределителями, в «Правилах» предусмотрены дополнительные требование в п. 53, которые предписывают по окончании года производить корректировку оплат с учетом показаний распределителей (по формуле 6 Приложения №2), что позволяет в итоге все-таки экономным вернуть сэкономленные средства, а «расточительным» квартирам – доначислить оплаты за избыточное потребление. Однако, в случае с квартирными счетчиками никакая дополнительная корректировка не предусмотрена. На наш взгляд, данная ситуация должна быть как можно скорее исправлена, так как находится в противоречии с ФЗ №261 и препятствует нормальному ходу внедрения индивидуального учета.

Недоработки формул расчета

При расчетах по распределителям, квартиры без приборов рассчитываются по площади по средней величине потребления на 1 кв. метр. Это не стимулирует жителей к установке и к поддержанию сохранности приборов. В самом деле, в квартирах без счетчиков, как правило, не заботятся об экономии и потребляют заведомо больше, чем в среднем по дому. Следовательно, они недоплачивают, а их оплата ложится на квартиры со счетчиками. В результате некоторые квартиры со счетчиками – не самые экономные, но все же установившие приборы, – вынуждены будут платить больше, чем квартиры без приборов.

Данную ситуацию можно было бы исправить путем введения повышающих коэффициентов для квартир без приборов – хотя бы для тех зданий, в которых индивидуальные приборы были установлены при строительстве или по решению большинства жителей дома. Коэффициенты можно ввести по той же схеме, которая введена для поквартирного учета воды и других энергоресурсов. Это восстановило бы справедливость в оплатах и стимулировало бы жителей к установке приборов в квартирах.

Еще одним недостаток нам видится в отсутствии доли общедомовых затрат (нерегулируемых затрат), распределяемых по площади, в формулах Приложения №2 для распределителей. Дело в том, что, в отличие от водоснабжения, доля таких затрат, не измеренных распределителями, и не регулируемых жителями, в системах отопления достаточно велика – не менее 30%. Особенно это касается вертикальных однотрубных систем отопления с не изолированными стояками, в которых квартиры получают значительную долю тепла от стояков. В европейских нормативах рекомендуется для таких систем отопления при применении распределителей повышать долю нерегулируемых (фиксированных) затрат в формуле расчета вплоть до 50%. Это повышает точность расчета и исключает ситуации, когда квартира отапливается от стояков и при этом может не платить за отопление.

Несмотря на указанные недочеты, безусловно требующие корректировки, «Правила» все же обязывают и дают возможность переходить на поквартирный учет в домах, оснащенных распределителями. Жители имеют полное право требовать перехода на индивидуальный учет в тех домах, где установлено необходимое оборудование.

Почему КС РФ потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление

28 декабря 2018 года появилось постановление Правительства РФ № 1708, которое внесло изменения в порядок расчётов за отопление в многоквартирных домах, предусматривающий нулевое потребление тепловой энергии в квартире собственника. Рассказываем о том, почему такие изменения были внесены в ПП РФ № 354.

Собственник с индивидуальной системой отопления отказался платить за центральное

В мировой суд г. Таганрога обратился собственник доли в квартире МКД. Он потребовал, чтобы управляющая организация, как исполнитель КУ, сделала ему перерасчёт платы за теплоснабжение, поскольку в его жилом помещении отсутствует центральное отопление.

Установка индивидуального отопления была произведена в 2002 году после получения в домоуправляющей компании технических условий и согласования технического плана. Плата за центральное отопление собственникам квартиры не начислялась.

В 2017 году исполнитель КУ включил в счета собственника плату за теплоснабжение в соответствии с п. 42(1) ПП РФ № 354. Собственник безуспешно обращался в УО с заявлениями и претензиями, прилагая подтверждающие документы об отсутствии в квартире центрального отопления. Спор переместился в суд.

Мировой судья, рассмотрев материалы дела, принял сторону потребителя, установив, что в такой ситуации нарушены его права: истца обязывают платить за услугу, которую он не получает.

Исполнитель КУ отстоял в суде право начислять плату за централизованное отопление

УО подала апелляцию в городской суд, указывая на то, что у неё отсутствуют законные основания не производить начисления за центральное отопление по жилому помещению истца. Её поддержал и поставщик тепловой энергии.

Они настаивали на том, что независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные источники тепла, размер оплаты за КУ по отоплению определяется в едином порядке в соответствии с требованиями ПП РФ № 354, ст. ст. 26, 29, 157 ЖК РФ.

Апелляционный суд согласился с доводами исполнителя КУ, посчитав неверным вывод о том, что услуга по центральному отоплению истцу не предоставлялась. Собственник является потребителем тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в квартиру, но и в общие помещения жилого дома: подъезды, чердаки, подвалы, стены. К тому же одним из источников теплоснабжения помещений в МКД является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через квартиру.

Переход на индивидуальное теплоснабжение возможен, если законодательством утверждён порядок определения объёма индивидуального и общедомового потребления. Применительно к тепловой энергии в многоквартирных домах НПА такой возможности не предусматривают.

Поэтому фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в МКД не освобождает его собственника от оплаты тепловой энергии, поставляемой в дом централизованно.

Суд также отметил, что согласование перепланировки и переустройства квартиры при установке системы отопления было произведено с нарушениями: не получено разрешение на такие работы в органе местного самоуправления (п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ). Поэтому решение суда первой инстанции было отменено.

Суды настаивали на обязанности всех потребителей в доме платить за централизованное отопление

Подобная ситуация сложилась и в судебном споре ещё одного собственника квартиры с исполнителем КУ по теплоснабжению. Управляющая организация подала в суд иск о взыскании с потребителя задолженности за отопление его квартиры.

Ответчик пояснил, что не оплачивает КУ, поскольку в его квартире установлен индивидуальный источник тепловой энергии. Срезанные трубы системы отопления дома изолированы и не поставляют тепло в помещение. При этом индивидуальная система обогревает смежные стены, полы и потолки.

1. Система централизованного отопления относится к общему имуществу МКД. Изменить её можно только с согласия всех собственников помещений в доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Также разрешение должен дать орган МСУ. Истец не смог предоставить доказательств, что получал такие документы.

2. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату совокупно без разделения на плату за потребление в своём помещении и на общедомовые нужды (абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354). Порядок расчёта платы определён в п. 42(1) ПП РФ № 354. Он не предусматривает отдельного механизма расчёта платы за отопление в доме, некоторые помещения которого отключены от централизованной системы.

Иск исполнителя КУ был удовлетворён. Верховный суд ЧР согласился с выводами первой инстанции и отклонил апелляционный иск потребителя.

Существующий подход к расчётам при индивидуальной системе отопления признан неконституционным

Потребители подали жалобы в Конституционный суд РФ, который объединил их в одно дело с целью проверить конституционность абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354, который обязывает потребителей оплачивать фактически неоказываемую им услугу.

Читать еще:  Возмещение за покупку квартиры через налоговую

1. Конституция РФ возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

2. Нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно основываться на вытекающих из Конституции РФ принципах определённости, справедливости и соразмерности вводимых ограничений, что применимо к порядку определения объёма потребляемого коммунального ресурса и взимаемой за него платы.

3. ПП РФ № 354 устанавливает расчёт платы за отопление в домах, где не установлены ОДПУ тепловой энергии, исходя из норматива (абз. 2 п. 42(1) ПП РФ № 354).

4. Рассчитанная с применением норматива плата за централизованное отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за её потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Модель построена исходя из презумпции подключения всех помещений в доме к сетям теплоснабжения МКД.

5. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание общего имущества в таком доме, в том числе оплачивать тепловую энергию (ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ч.1 ст. 39 ЖК РФ).

6. Установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в соответствии с требованиями законодательства к переустройству помещений не может служить основанием для освобождения потребителя от обязанности платить за КР на СОИ. Это приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений бремени содержания общего имущества

7. В действующем правовом регулировании отсутствует специальный порядок исчисления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды.

Поэтому в соответствии с п. 40 ПП РФ № 354, с собственников помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными источниками тепловой энергии, взыскивается плата за содержание общего имущества и за не поступающую непосредственно в их помещения тепловую энергию, что ставит этих лиц в худшее положение по сравнению с другими потребителями.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, КС РФ сделал вывод, что абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 не соответствует Конституции РФ. Существующий подход к расчётам за отопление ведёт к нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.

Поэтому КС РФ поручил Правительству РФ незамедлительно внести необходимые изменения в действующее законодательство: необходимо предусмотреть порядок расчёта платы за теплоснабжения в МКД, отдельные жилые помещения в которых переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.

Управляющим организациям следует принять во внимание новые требования к расчётам за КУ

Управляющая организация, являясь исполнителем КУ по теплоснабжению, должна иметь в виду, что:

1. Конституционный суд РФ потребовал изменить подход к расчётам платы за отопление в МКД, где в установленном порядке собственники смонтировали индивидуальные системы отопления. Такие потребители должны платить только за тепловую энергию, потреблённую в целях содержания общего имущества. Соответствующие изменения должны быть внесены в НПА Правительством РФ.

2. До внесения изменений в ПП РФ № 354 собственники помещений с индивидуальными системами отопления, установленными с получением всех разрешительных документов, должны платить только за тепловую энергию, потреблённую на содержание общего имущества. Расчёт такой платы должен вестись на основе методических рекомендаций по определению объёма потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии.

3. Методические рекомендации обязан в кратчайшие сроки утвердить Минстрой РФ.

4. Все неисполненные или частично исполненные судебные решения, вынесенные ранее и основанные на положении абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены.

28 декабря 2018 года во исполнение сразу двух постановлений Конституционного суда РФ – от 10.06.2018 № 30-П и от 20.12.2018 № 46-П – вышло постановление Правительства РФ № 1708. Оно внесло изменения в ПП РФ № 354, предусмотрев в формулах расчёта нулевой объём потребления тепловой энергии в помещении собственника: как по показаниям ИПУ, так и при установленном автономном отоплении.

Подробнее о ПП РФ № 1708 в следующей статье расскажет наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец. Следите за обновлениями.

Распределитель тепла это прибор учета тепловой энергии?

Новость о том, что ЛСР будет устанавливать в квартирах распределители тепла вместо теплосчетчиков — не давала многим покоя. Активисты группы ЖК «Восход» и неравнодушные будущие жильцы данного комплекса решили собственными силами разобраться в вопросе, который наделал много шума в последнее время по жилому комплексу «Восход» от ЛСР. Мы всего лишь собрали факты, статьи в одном месте и делимся с вами. Выводы делать вам.

Согласно ФЗ «Об энергосбережении» № 261-ФЗ, коммерческий учёт тепла должен выполняться во всех многоквартирных домах путём установки общего прибора учёта, а в квартирах домов, введённых в эксплуатацию с 2012 года – индивидуальных устройств.

Что такое теплосчётчик
Счётчик тепла – современное средство измерения, позволяющее определить, какое количество тепловой энергии было отдано. Его конструкция базируется на расходомере, который замеряет расход теплоносителя, дополнена датчиками температуры, установленными на подающем и обратном трубопроводе, и тепловычислителем.

По способу функционирования они разделяются на четыре группы:
1. Тахометрические (механические) – имеют наиболее простое устройство, невысокую стоимость, но чувствительны к высокой жёсткости воды, поэтому нуждаются в установке перед ними фильтра грубой очистки.
2. Электромагнитные – обладают расширенным функционалом, более точными показаниями, но и повышенной ценой.
3. Вихревые – могут измерять объём не только воды, но и пара. Отличаются способом монтажа – на трубу между патрубков.
4. Ультразвуковые – дают самые точные результаты, но достаточно дороги, могут устанавливаться на трубу с прямым или обратным потоком.

Чем отличается распределитель затрат тепла?
У него иная конструкция и принцип работы – он монтируется не в отопительную систему, а на каждый радиатор в помещении, и замеряет разницу между температурой воздуха и поверхности радиатора. С применением специального радиаторного коэффициента, устройство вычисляет, сколько тепла отдано батареей, эти данные передаются в общедомовую систему и позволяют рассчитать долю собственника жилья в общих расходах на обогрев.
Распределитель затрат на отопление не требует сложного монтажа и вмешательства в работу коммуникаций. Есть ситуации, где он абсолютно незаменим – при самой «некрасивой» вертикальной разводке трубопровода, где монтаж теплосчётчиков невозможен или экономически невыгоден.

Буква закона

Если мы разобрались в отличиях, то давайте разберемся как это все выглядит со стороны закона. Что же такое распределитель и какой толк от него.

Для этого необходимо ознакомиться с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 23.02.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). Согласно которому:

Распределитель – устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители;

Данное определение нуждается в более подробном объяснении для человека не специализирующегося в этой сфере, т.к. очень часто путают понятия теплосчетчика и распределителя тепла.

К сожалению, большинство многоквартирных домов спроектировано так, что через одну квартиру проходит несколько отопительных стояков. В таких зданиях, как по техническим, так и по экономическим соображениям не представляется возможным и целесообразным учёт теплопотребления при помощи квартирных теплосчетчиков. Для таких отопительных систем созданы распределители тепла, являющиеся альтернативой теплосчетчикам, но гораздо дешевле. Расчет за отопление производится на основании показаний распределителей тепла.

Распределители тепла (их еще называют аллокаторы или индикаторы) устанавливаются во всех комнатах, где есть отопление и на все радиаторы. После установки, каждый распределитель тепла программируется и пломбируется. Распределитель тепла сделан так, что его невозможно удалить, не повредив внутреннюю защиту. Распределитель тепла производит многократное измерение температуры поверхности отопительного радиатора, а так же температуры окружающего пространства квартиры. В зависимости от теплоотдачи отопительного радиатора определяется показатель потребления каждым конкретным радиатором. Эти показания становятся основанием для распределения теплопотребления в конце месяца.

Таким образом, в отличие от теплосчетчика, распределитель тепла измеряет потребление тепловой энергии не в физических единицах (например, Гкал), а в относительном выражении, которое затем по специальной методике переводится в конкретные цифра определяющие количество тепла затраченного на отопление помещения. Распределитель тепла фиксирует температуру отопительного элемента на малой части его поверхности. Чтобы можно было сравнивать между собой радиаторы разного размера и с разным потреблением тепла, перед установкой специалисты с помощью специальной программы оценивают отопительные радиаторы. Для каждого радиатора определяется свой коэффициент, который и вводится в память распределителя тепла и используется в дальнейшем при расчетах.

Метод расчета на основе распределителей тепла довольно сложен. Жильцы не могут сразу определить точный расход, отслеживая показатели распределителей тепла в своей квартире. Это выяснится только по окончании сбора и обработки всех данных. На основании полученных расчетных данных предъявляется счет каждому собственнику квартиры, в котором приведены все необходимые данные.

Применение распределителей тепла не требует особых денежных вложений, так как стоимость распределителей не высока, и их установка не влияет на систему отопления дома и не требует изменения в отопительной системе квартиры. При минимальных затратах можно достичь экономии тепловой энергии в пределах от 25 до 75%.

На самом деле

Оптимизация расходов на отопление — понятное желание каждого собственника жилья. Однако по ряду причин не в каждой квартире есть возможность установить индивидуальный теплосчетчик. Проблема решается с помощью монтажа радиаторного распределителя, который позволяет оплачивать не расчетный, а потребленный жилищем объем тепла.

Распределители тепла часто путают с традиционным счетчиком учета тепловой энергии, который подсчитывает объем прошедшей по трубе горячей воды. В случае с распределителем все по-другому. Он монтируется на батарее и через определенный промежуток времени, исчисляемый в минутах, фиксирует температуру поверхности в месте крепления и воздуха в помещении. Разница между показаниями температур автоматически запоминается прибором и в дальнейшем используется для расчета объема потребленного тепла.

Следует понимать, что данные измерений указываются в условных единицах. Для пересчета в Гкал, их нужно перемножить на радиаторный коэффициент, который определяется типом и габаритами конкретного устройства. Если два распределителя тепла разных размеров прикрепить к одному и тому же радиатору, то, работая одновременно, они дадут одинаковые показания температур. Однако у более крупного прибора наблюдается повышенная теплоотдача. Поэтому для корректировки показаний применяется указанный коэффициент. Производители распределителей разрабатывают специальные таблицы, в которых указываются конкретные значения коэффициентов для разных типов приборов.

Источник питания распределителя вмонтирован непосредственно в сам прибор. Уровень напряжения данного источника низкий и является совершенно безопасным для человека.

Что нужно знать перед использованием?
Установка приборов распределителей тепла, имеет следующие особенности:

  • На агрегаты отопления наряду с распределителем должны быть установлены термостатические регуляторы, которые дадут возможность поддерживать в помещении нужный микроклимат и не расходовать тепло больше требуемого объема.
  • Монтаж распределителя в обязательном порядке должен быть согласован с Управляющей компанией или поставщиком ресурса. Процедура и порядок пересчета, права и обязанности сторон детально прописываются в договоре. В частности, указываются сроки и способ снятия показаний с прибора по распределению тепла и лицо, уполномоченное выполнять данную операцию. В договоре также отражается порядок выплаты компенсации за переплату.
  • Монтаж распределителя тепловой энергии должен осуществляться грамотным специалистом или застройщиком, учитывая схему обеспечения теплом дома или квартиры.
Ссылка на основную публикацию